БОЛЕЕ 12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
+7 (495) 600-44-40
ПН-ЧТ:
ПТ:
с 10-00 до 19-00
с 10-00 до 18-00
м. Китай-Город
ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1Б

Пирамида выручки

12 декабря 2016
Важнейший фактор, из-за которого сети закрываются — это сокращение доходов населения
Петропольский Алексей Игоревич Генеральный директор компании «URVISTA»

Годовая выручка крупнейшего ритейлера России «Магнита» может оказаться меньше прогнозируемой. В ноябре «Ведомости» сообщили о том, что чистый доход группы компаний «Дикси» в 3-м квартале 2016 года вырос вдвое. «Профиль» поговорил с экспертами о природе проблем розничных сетей, которые они все пытаются скрывать.

О снижении темпов роста в октябре отчитывался не один ритейлер: рост объемов продаж по результатам выручки у «Дикси» составил тогда 8,5%, «Магнита» — 10,45% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Кроме того, группа компаний «Дикси» нарастила убыток, который составил 2,03 млрд рублей за 9 месяцев.

В ноябре ситуация у «Магнита» ухудшилась: продажи выросли на 10,2% по сравнению с ноябрем 2015 г. По данным «Ведомостей», чтобы выйти на спрогнозированный менеджментом ритейлера рост в 14-16% за 2016 год, в ноябре-декабре «Магниту» нужно было увеличить рост продаж до 14,6% по сравнению с тем же периодом в 2015 г. Таким образом, выручка ритейлера может оказаться ниже прогнозируемой.

Опрошенные «Профилем» эксперты указывают, что главная причина неприятностей торговых сетей — падение доходов населения.

«Важнейший фактор, из-за которого сети закрываются — это сокращение доходов населения, — говорит генеральный директор компании Urvista Алексей Петропольский. — Средний чек упал с 500 рублей до 300, а в некоторых регионах — до 200 рублей. Ввиду сложившейся ситуации сети не тянут запланированные расходы, что ведет к постоянному увеличению убытков».

«Ничего удивительного нет: снижение покупательской способности в России продолжается последние два года», — солидарен во мнении управляющий партнер Management Development Group Дмитрий Потапенко.

Алексей Петропольский считает, что ритейл сейчас работает как финансовая пирамида: магазины открываются и работают за счет операционных денег. «Деньги, за которые мы покупаем продукты, идут не производителям этих товаров, которые получат деньги от новых покупателей только через 1-1,5 года, а на открытие новых магазинов, — объясняет он. — Производители кредитуют магазины, создавая, тем самым, финансовые пирамиды. Конечно, вечно такая ситуация продолжаться не может. Как только у производителей начинаются проблемы, и потребительский спрос падает, система начинает рушиться, а кредиторы начинают давить на своих должников».

Сеть должна сужаться и искать какие-то другие точки кредитования, продолжает эксперт. «Этим сейчас занимаются и "Магнит", и "Дикси", и другие ритейлеры, — говорит он. — "Магнит" — это федеральная структура, которая кормит весь юг России, где до них ритейла как такового не было вообще. Эта сеть пытается укрепиться в Москве, но у них большие проблемы с логистикой, и их методы во многом излишне консервативны. Мы можем видеть, что в Москве они так же часто закрываются, как и открываются. Их политика во многом не логична: владельцы предпочитают платить завышенную аренду, нежели приобретать точки в собственность по хорошей цене, которую они могли бы отбить за рекордный срок в 4-5 лет. Из этого следует, что они предпочитают жить сегодняшним днем, а не работать на перспективу».

Однако по-настоящему серьезных проблем у «Магнита» быть не должно: этот игрок слишком важен, чтобы ему позволили пропасть. «Думаю, что государственные банки или поддержка из федерального бюджета поможет "Магниту" удержаться на плаву. В противном случае, на юге просто не будет продуктовых сетей», — полагает Петропольский.

Для сети «Дикси» прогноз у эксперта не столь позитивный. «Сначала был бурный рост сети — в день открывалось до двадцати магазинов по всей России. Весь этот рост был опять же в кредит, и не всегда правильно рассчитывался потенциал точки, — говорит Петропольский. — Никто не считал конкретную рентабельность, все просто вкладывали в рост сети. Эффект от роста был заметен сразу — вместе с открытием нового магазина вырастали и оборотные средства. Чем больше было магазинов, тем больше валовая кассовая выручка в течение дня, и за счет этой выручки открывались новые магазины. На поверхности казалось, что все хорошо, реальную прибыль никто не считал. В итоге получился чистый минус. Теперь сложно предположить, как покрыть такие долги, и можно смело сделать прогноз, что для «Дикси» это — начало конца».

Дмитрий Потапенко также не видит большой проблемы в том, что «Магнит» не выйдет на спрогнозированный рост. Причина общая для всех — падение экономики.

Впрочем, у «Дикси» есть свои особенности. «После смены руководства ритейлера была запущена достаточно агрессивная экспансия, гонка за количеством, которая продолжается, в общем-то, и сейчас, — напоминает эксперт. — Но собственный формат так и не был выработан. Своя фишка — не маркетинговая, а с точки зрения позиционирования, — не была найдена, поэтому накопленные на сегодняшний день убытки абсолютно обоснованы».

При этом Потапенко считает, что дела у всех сетей идут нормально, а сокращение роста предсказуемо. Но даже если нет, мало кто это заметит. «Давайте будем объективны, — говорит он. — Если какая-то сеть, например, покупает другую сеть — для кого это фатально? Ни для кого. Владелец компании может спуститься по социальной лестнице, но он останется единственным, для кого последствия условно фатальны. Сотрудники просто переходят в "другую печать". Кассир ведь не потеряет работу, а будет просто работать в другой форме, с чуть лучшим или чуть худшим обслуживанием».

По информации RNS, X5 Retail Group, напротив, нарастила продажи. Руководство компании заявляет о готовности занять первое место в России. Ранее также стало известно, что «Ашан» будет развивать сеть магазинов у дома под брендом «Мой Ашан». Алексей Петропольский считает, что у компании есть все шансы добиться успеха. «У "Ашана" есть большие перспективы развития сети небольших магазинов в городах, — уверен он. — Они зарекомендовали себя как успешная сеть гипермаркетов с разумной политикой и долгосрочным планированием. Можно утверждать, что они умеют вести дела и, главное, считать и распределять деньги».

Будущее «Дикси» зависит от быстрых действий руководства, считает Потапенко. «Фатального нет ничего, — говорит он. — Да, "Дикси" будет покрывать убытки, но это же операционный бизнес. Если операционная команда примет жесткие меры, то они выплывут. Если запустят, то им конец».

Последние статьи

Мы открыты для сотрудничества со всеми представителями журналистики и готовы готовить профессиональные комментарии по различным юридическим, налоговым, международным темам, вопросам в сфере недвижимости. Штат компании насчитывает более 40 специалистов с высшим юридическим, финансовым образованием и прочими дополнительными регалиями.

Чтобы связаться с нашим пресс-центром, заполните online-заявку ниже или позвоните на номер:

Запрос на сотрудничество

Обязательные поля для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, если Вы оставили вопрос в нерабочее время, он будет обработан в начале следующего рабочего дня.

Заявка на обратный звонок

Обязательные поля для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, если Вы оставили вопрос в нерабочее время, он будет обработан в начале следующего рабочего дня.

Задать вопрос

Обязательные поля для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, если Вы оставили вопрос в нерабочее время, он будет обработан в начале следующего рабочего дня.

Введите свой номер телефона и мы Вам перезвоним

Все разделы
Свернуть все разделыРазвернуть все разделы