БОЛЕЕ 12 ЛЕТ УСПЕШНОЙ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ
+7 (495) 600-44-40
ПН-ЧТ:
ПТ:
с 10-00 до 19-00
с 10-00 до 18-00
м. Китай-Город
ул. Покровка, д. 3/7, стр. 1Б

Возврат нюансами богат

16 января 2018
Вернуть можно практически любой товар, если он сохранил товарный вид. Многие этим пользуются, покупают дорогие костюмы, платья, надевают их на один вечер, а на следующий день сдают их обратно в магазин.
Петропольский Алексей Игоревич Генеральный директор компании «URVISTA»

Деньги за товар можно вернуть без предъявления чека - даже в том случае, когда он не имеет никаких изъянов. Юристы разъяснят правила возврата. Из их пояснений следует, что по российским законам покупателю разрешено вернуть товар практически в любой момент после оплаты. А срок возврата может доходить до 2 лет. С подробностями - экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов.

Во всем мире январь считается пиковым месяцем для возврата покупок. Многие люди именно в это время начинают изучать правила торговли, чтобы обменять непонравившийся товар на другой или вернуть деньги. В Штатах с этим связана особая традиция - дарить подарок сразу с чеком, чтобы человеку было проще вернуть вещь в магазин, если она ему не понравится. К слову, в этом году американцы установили очередной рекорд, вернув почти 1,5 миллиона подарков и спонтанных покупок на 30 миллиардов долларов.

Конечно, в России так делать не принято, но закон в принципе позволяет вам возвращать то, что не понравилось, причем даже проще и быстрее, чем это делают за рубежом. Комментирует руководитель юридической компании Urvista Алексей Петропольский.

ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Вернуть можно практически любой товар, если он сохранил товарный вид. Многие этим пользуются, покупают дорогие костюмы, платья, надевают их на один вечер, а на следующий день сдают их обратно в магазин. Проблем в этом никаких нет, но при приеме таких вещей продавец будет их разглядывать со всех сторон с пристрастием. При этом он не имеет права от вас что-либо просить. Например, если вы сняли бирки, это никак не скажется на вашем праве вернуть деньги за товар.

По общему правилу, которое часто можно прочитать на кассах магазинов, товары надлежащего качества (это как раз случай, когда "не подошло или разонравилось") нужно успеть вернуть в течение 2 недель, начиная с даты, которая следует за днем покупки. Правда, есть ряд довольно серьезных исключений, многие из которых - тоже на слуху. Например, никогда не возвращают медикаменты, даже если были хорошо упакованы и не вскрывались. Также нельзя вернуть бытовую и садовую химию и все, что имеет санитарно-гигиенические характеристики (от носков и одноразовой посуды до диванов и стульев). Из дорогих категорий не принимают к возврату ювелирные изделия и все виды электроники и техники, включая транспортные средства (автомобили, мото-, вело-, водные и воздушные аппараты). Условно говоря, закон разрешает вернуть без объяснения причин только то, что потом магазин сможет продать по исходной цене, поясняет юрист адвокатского бюро "Деловой фарватер" Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Прежде всего необходимо убедиться, что товар отвечает условиям возврата. С момента его приобретения должно пройти не более 14 дней, не считая дня покупки. Во-вторых, товар не должен был быть в употреблении, должны быть сохранены его товарный, потребительский вид, свойства, пломбы, фабричные ярлыки. Исключение составляют некоторые непродовольственные товары, например, предметы личной гигиены, парфюмерия, косметика, белье. Также нельзя вернуть продовольственные товары надлежащего качества.

Закон оставляет за покупателем право выбора компенсации: только деньги, какой-то другой товар или третий - "гибридный" - вариант - скидку на уже купленную вещь. Правда, требовать скидки можно лишь на товар с дефектами, в том числе это касается и продуктов питания. На товары данной категории (то есть ненадлежащего качества) сроки возврата почти не ограничены. Если товар имеет срок годности, то предъявить его обратно можно вплоть до истечения этого срока. Если есть срок гарантии, то - до завершения гарантии. Если нет ни того ни другого, то у покупателя по закону есть целых 2 года, чтобы вернуть товар продавцу, если с ним что-то оказалось не так. При этом, вопреки распространенному мнению, закон не обязывает покупателя иметь при себе чек. Фактически он нужен лишь для того, чтобы человек сам не забыл, где, в какой день и час он покупал ту или иную вещь, добавляет Алексей Петропольский.

ПЕТРОПОЛЬСКИЙ: Действительно, по закону о торговле чек для возврата товара не требуется. Требуется только сам товар. Бухгалтерия по вашему запросу, если вы назовете примерное время, когда вы купили этот товар, сможет выдать вам дублирующий чек на этот же товар. По номенклатуре он должен совпадать с товаром, который вы принесли. В таком случае возврат вам гарантирован, поскольку вы получили дубликат действующего чека.  

На практике такой "фокус" провернуть вряд ли удастся, признают юристы. Если товар - дорогой, то магазин потребует привести свидетелей и доказать, что вы брали эту вещь именно здесь. Также, чтобы отвязаться от клиента, товар нередко отправляют на экспертизу, дабы подтвердить, что он с дефектом (или, наоборот, установить, что вы его не испортили за время пользования). Магазин рассчитывает на то, что человек не захочет ждать и передумает "качать права". Если сумма действительно солидная, лучше всего самому заказать экспертизу, написать претензию в магазин и через месяц (если деньги не отдадут) подать иск в суд. Все расходы, скорее всего, окупятся, потому что суды в таких делах руководствуются правилом "клиент всегда прав" и нередко увеличивают сумму компенсации в 2 - 3 раза, говорит Кристина Майорова.

МАЙОРОВА: Допустим, потребитель идет в суд, говорит, что хочет вернуть уплаченные 50 000 рублей. Суд говорит: "Я удовлетворяю ваши требования о взыскании 50 000". Взыскивает, кроме этого, компенсацию за моральный вред - еще на 50 000, итого - уже 100 000. И штраф будет составлять 50% взысканной суммы. В нашем случае - еще 50 000 в пользу покупателя.

В целом правила возврата в России, как и во всем мире, подчиняются здравому смыслу, но на практике могут быть перекосы как в одну, так и в другую сторону. Например, в США на днях женщина успешно вернула деньги за высохшую елку - обычную живую срезанную ель, которая, как и полагается, в январе начала опадать. Хотя это и противоречит правилам торговли (в России, кстати, тоже нельзя возвращать животных и растения), супермаркет рассчитался с клиенткой, объяснив это тем, что не намерен скандалить из-за такой мелочи.

Последние статьи

Мы открыты для сотрудничества со всеми представителями журналистики и готовы готовить профессиональные комментарии по различным юридическим, налоговым, международным темам, вопросам в сфере недвижимости. Штат компании насчитывает более 40 специалистов с высшим юридическим, финансовым образованием и прочими дополнительными регалиями.

Чтобы связаться с нашим пресс-центром, заполните online-заявку ниже или позвоните на номер:

Запрос на сотрудничество

Обязательные поля для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, если Вы оставили вопрос в нерабочее время, он будет обработан в начале следующего рабочего дня.

Заявка на обратный звонок

Обязательные поля для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, если Вы оставили вопрос в нерабочее время, он будет обработан в начале следующего рабочего дня.

Задать вопрос

Обязательные поля для заполнения.

Обращаем Ваше внимание, если Вы оставили вопрос в нерабочее время, он будет обработан в начале следующего рабочего дня.

Введите свой номер телефона и мы Вам перезвоним

Все разделы
Свернуть все разделыРазвернуть все разделы